В 2025 году рынок рассрочек продолжает активно развиваться, адаптируясь к изменениям в экономической ситуации, потребительском спросе и технологических трендах. Если в предыдущие годы этот банковский продукт свободно наращивал свое влияние среди других финансовых продуктов и активно завоевывал рынок, то к 2025 году рынок поэтапной оплаты претерпевает значительные изменения.
Повышение ключевой ставки в 2024 году в РФ привело к удорожанию кредитных продуктов. Финансовые организации начали пересматривать условия предоставления оплаты по частям, увеличивая процентные ставки и закручивая скоринг. Отказы банков в выдаче кредитов и рассрочек стали практиковаться гораздо чаще. Это происходит на фоне ситуации, когда население уже привыкло к инструменту разбивки по платежам и использует его практически во всех сферах потребления.
По данным сервиса “Долями”, объема российского рынка сервисов с делением оплаты по частям увеличился с ₽180 млрд до ₽300 млрд в 2024 году. И, по всем прогнозам, в 2025 году рынок достигнет 400 млрд руб. Средний чек покупок с разбивкой по платежам в России почти в три раза выше, чем при оплате банковской картой своими средствами, говорится в исследовании сервиса "Т-Банк Кредит Брокер". Чаще всего поэтапную оплату используют для покупки электроники, бытовой техники, товаров для дома, а также путешествий и образовательных курсов.
В нашем портфеле более 8000 партнеров - онлайн-школ и экспертов. Согласно нашей статистике, основанной на отзывах, лишь 20-30% всех курсов оплачиваются напрямую поставщику услуг. Весь остальной массив клиентов приобретает курсы в рассрочку, - Анна Евдокимова, руководитель ОП сервиса рассрочек в онлайн-образовании “Ресурс Развития”
Ужесточение скоринга привело к снижению доступности рассрочки для некоторых категорий клиентов. Те, кто ранее мог воспользоваться этим продуктом без особых проблем, теперь сталкиваются с более строгими требованиями. Также это повлияло и на предпринимателей: банки повысили ставки, а значит, бизнесу приходится адаптироваться к выплате более высоких процентов по данной услуге за своих клиентов.
Несмотря на это, обороты бизнесов, которые продают товары и услуги с возможностью оплаты по частям, в среднем в 3 раза больше аналогичного показателя у тех, кто не предлагает такой способ оплаты. Объемы продаж онлайн-компаний, предлагающих этот инструмент своим покупателям еще выше — в 3,6 раза. Об этом говорит свежая статистика сервиса Т-рассрочка. В сфере онлайн-образования возможность долговременной оплаты курсов доступна у каждого четвертого бизнеса (25%).
Буквально в начале февраля мы получили актуальные данные о снижении процентной ставки целым рядом банков. Это значит, что финансовый рынок постепенно стабилизируется, а условия для бизнеса станут выгоднее. Несмотря на “американские горки” в финансовой отрасли, в которых мы пребываем со второй половины 2024 года, рынок рассрочек остается одним из самых активно растущих и стабильных. Население успело привыкнуть к возможностям поэтапной оплаты, а предприниматели - оценить его удобство и перспективы для роста.
Алексей Деревянкин, основатель сервиса рассрочек в онлайн-образовании “Ресурс Развития”.
В 2024 году регуляторы усилили контроль за рынком рассрочек и кредитов. Основное внимание уделяется прозрачности условий для потребителей и защите их прав. Многие компании были вынуждены пересмотреть свои подходы к информированию клиентов, делая условия более понятными: никаких скрытых платежей и *звездочек-сносок. Клиентам должна предоставляться максимально развернутая информация о кредитном продукте.
11 февраля 2025 года председатель Государственной думы Вячеслав Володин объявил, что депутаты единогласно одобрили инициативу о введении «периода охлаждения» в кредитовании. Новый закон предназначен для защиты граждан России от мошенничества и способствует более осознанному подходу к вопросам получения кредита. Закон вступит в силу 1 сентября 2025 года. До этого момента банкам и МФО необходимо тщательно разобраться в нюансах обновленного законодательства и привести свою деятельность к соответствию, так как тенденция на контроль за сферой кредитования будет только набирать обороты.
Ирина Туркина, юрист ООО «ЮФ Консалт»
Если в 2023 году основное внимание уделялось развитию мобильных приложений для оформления оплаты по частям, то в 2024 году акцент сместился на интеграцию разбивки по платежам в экосистемы крупных финансовых и ритейл-платформ. Такие компании, как маркетплейсы и банки, активно внедряют "Buy Now, Pay Later" (BNPL) сервисы, что значительно упрощает процесс покупки для клиентов. В результате доля цифровых каналов в оформлении кредитных и BNPL продуктов продолжает расти.
Рынок рассрочек продолжает меняться: аналитики CloudPayments зафиксировали снижение одобряемости банков на выдачу рассрочек, однако спрос на этот инструмент остается стабильным. В результате в сегменте онлайн-образования среди партнёров CloudPayments в январе 2025 года объем фактически выданных рассрочек сократился на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
На этом фоне заметен переток клиентов в BNPL-сервисы, которые предлагают более гибкие условия как для бизнеса, так и для покупателей.
1) Рост среднего чека в BNPL — это подтверждает готовность платформ работать с более дорогими товарами и услугами. Для рынка онлайн-образования это открывает новые возможности: рассрочки по-прежнему востребованы, а платежеспособная аудитория готова инвестировать в обучение.
2) Снижение среднего чека у партнёров из онлайн-образования на 10% (январь 2025 к январю 2024). Это связано с адаптацией продуктовой линейки: вместо одного флагманского курса всё чаще используется стратегия прогрева через мини-платежи (чек-листы, гайды, мини-курсы, подписки на закрытые каналы).
Рынок адаптируется, а новые модели монетизации открывают дополнительные точки роста для бизнеса.
Сервисы Cloud (группа компаний Т-Банка)
Если ранее поэтапная оплата была популярна преимущественно среди молодых потребителей, то в 2024 году ее использование стало более распространённым среди старших возрастных групп. Это связано с активной рекламной кампанией и упрощением процедуры оформления, что делает услугу доступной для более широкой аудитории.
Старшее поколение, также известное как «серебряные потребители», становится всё более значимой аудиторией для онлайн-ритейлеров. Традиционно считалось, что пожилые люди менее готовы использовать цифровые технологии. Однако пандемия COVID-19 изменила это представление. Ограничительные меры вынудили лиц старшего возраста активно осваивать интернет-магазины, чтобы минимизировать личные контакты и риски заражения. К такому выводу пришла НОШ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках масштабного исследования, посвященного изучению факторов, влияющих на онлайн-поведение лиц старшего возраста.
Если говорить об онлайн-образовании, то, по нашей статистике, в числе тех, кто покупает онлайн-курсы порядка 7% - граждане 50+. Люди с опытом прекрасно знают все возможности, которые предоставляет интернет и информационное поле в целом, в связи с чем с удовольствием этим пользуется. Поэтому, я полагаю, этот сегмент потребителей будет только расти. И, не стоит забывать, что люди, рожденные в 60-х, 70-х очень требовательны к качеству потребляемых товаров и услуг. Сейчас эта особенность старшего поколения получила второе рождение в рамках репутационных требований к производителям. Онлайн-школы знают об этом и стараются работать не только над содержанием своих курсов, но и тщательно прорабатывают поступающие отзывы. Они ложатся в основу стратегии построения бренда и отражают уровень клиентоориентированности.
Юрий Ковальский, руководитель отзовика в онлайн-образовании ProProfi.Online
В 2024 году компании начали активно применять технологии искусственного интеллекта для оценки платёжеспособности клиентов.
Аналитики Центрального банка Российской Федерации в своем последнем отчете о применении искусственного интеллекта в финансовом секторе выделяют несколько ключевых направлений. Особое внимание уделяется кредитному и рисковому скорингу клиентов, где решение о заявках клиентов принимает искусственный интеллект.
Алгоритмы ИИ обладают способностью глубоко анализировать информацию о потенциальном заёмщике, формируя оценку на основе множества факторов, таких как возраст, уровень образования, место работы, семейное положение и другие параметры.
Цель привлечения банками ИИ - более точная оценка кредитоспособности клиентов и идентификация потенциальных рисков при выдаче кредитов.